пятница, 29 октября 2010 г.

Морская Крепость Императора Петра Великого.

Сижу себе дома, работаю потихоньку, смотрю новости одним глазом и тут слышу знакомые слова…крепость императора Петра Великого…ангары для гидропланов…шедевр фортификации… интересно, к чему это они… 
Итак, в  Петербурге состоялась встреча представителей таллиннского и петербургского горсобраний, где говорилось о выставке организуемой в Петербурге, посвящённой Морской Крепости Императора Петра Великого (МКИПВ), построенной на территории нынешней Эстонской Республики и Финляндии во время Первой Мировой Войны. Меня, как гида, проводящего экскурсии по Крепости, обрадовало очень, что, наконец-то,  люди вспомнили о таком  уникальном объекте, действительно шедевре  фортификации, как МКИПВ.
Это, безусловно, национальное достояние и общая история России и Эстонии,  и важнейший туристический объект. Реставрируемые ангары гидроавиации, ледокол  «Суур Тылль», туннельные склады боеприпасов в Астангу,  многочисленные позиции береговых батарей, сеть бетонированных убежищ  для пехоты,  артиллерийские батареи на островах, которые до последнего защищали Петроград в 1917 году и увековечены в романе В.Пикуля «Моонзунд»,  находятся сейчас в разной степени сохранности, однако, значение Крепости для Таллинна и Эстонии можно сравнить только с Олимпиадой 1980 года.
Благодаря строительству Крепости,  были проложены сотни километров шоссейных и железных дорог, построены новые дома, в которых до сих пор живут люди. Появился полуостров Пальяссаар, который всегда состоял из двух островов, были построены ангары гидроавиации - гордость Таллинна и будущий морской музей. Самое большое в мире депо узкоколейных локомотивов, Ледокол «Волынец», он же  «Царь Михаил Фёдорович», он же «Вяйнемейнен», а сейчас «Суур Тылль», построенный специально для ревельского порта и Крепости. Именно благодаря самоотверженной работе эстонской команды на «Волынце» был спасён «от германца» советский флот в феврале 1918 года. Заводы Беккера, Ноблесснера и Руссо-Балт (сейчас объединённые в концерн БСРЗ) производили оружие и спускали на воду новейшие легендарные миноносцы класса «Новик», тоже являлись  частью Крепости, как и завод "Арсенал", на котором в 1926 году был разработан эстонский пистолет - пулемёт (завод  до сих пор выполняет заказы армии).  Восстановленные после уничтожения в 1918 году береговые батареи, использовались в береговой обороне Эстонской республики до 1940 года, благодаря чему маленькое государство имело одну из мощнейших береговых оборон в Европе. Башенная батарея острова Аэгна обстреливала фашистские войска, рвущиеся к таллиннскому порту в августе 1941 года. Именно с батареи Аэгна прилетел 69 лет назад, 305 миллиметровый снаряд,  найденный в этом году под землёй во дворе бывшей 26-й школы.  Непосредственно с Крепостью связано становление независимости Эстонии 24 февраля 1918. День рождения Независимой Эстонии был днём смерти Крепости. Но, благодаря колоссальным запасам оборудования, строительных материалов, рельсов, металла, паровозов, бетона, взрывчатки и, в первую очередь оружия, Эстония одержала победу в Войне за Независимость.

  
Рассказывать об этом можно еще много и долго, и я рад, что Крепостью  заинтересовались в Петербурге, что на нее обратили внимание городские власти Таллинна, потому что это наша забытая ОБЩАЯ ИСТОРИЯ, и на самом деле, интересный  и привлекательный туристический объект для взрослых и для детей, для историков и просто интересующихся, для гостей с Востока и с Запада.

 

Дмитрий Салей.

3 коммент.:

«…Никто не забыт, и ничто не забыто»... благодаря экскурсоводам и краеведам, учителям и историкам. Без прошлого - нет будущего. Историю нельзя переписать, но можно извлечь уроки.

Куда-то хотелось написать. то-ли в "Хельсинки", то-ли сюда.

Ведь именно в Суоменлинна проходил доковый ремонт ледокол "Вяйнемейнен", бывший "Волынец", ставший финским 29.04.1918 после того, как капитан Сегервсвен к рёвом "Руки вверх! Мы Белая Гвардия!" продемонстрировал револьвер системы Нагана находящимся на мостике корабля. А его единомышленники тем временем захватили оружейную кладовую.

И фотография ледокола с надписью "Wäinämöinen" на борту в доке Суоменлинна имеется с музее.

А вот и фотографии!))

На фото Ваш покорный слуга и одна из его уважаемых однополчанок, на месте орудийной прислуги орудия №3, батареи №12 Морской Крепости Императора Петра Великого. На момент Октябрьского Переворота батарея не была достроена, посему и взрывать её не пришлось. Качество постройки изумительное. И это лишь один из множества сохранившихся объектов Крепости.

Отправить комментарий