понедельник, 1 октября 2012 г.

Ревель – город славы русского флота

2 февраля 1714 года царь Петр заложил первый камень в основание Ревельского военного порта и Адмиралтейства (мастерских по ремонту кораблей). С того времени и до 25 февраля 1918 года Ревель служил передовой базой русского флота.

В нашем городе жили и бывали по долгу службы многие флотоводцы и мореплаватели, составившие гордость русского флота. Ещё в 1712 году в доме Розена на ул. Пикк 28 поселился генерал-адмирал Ф.М.Апраксин – победитель шведов в Гангутском сражении, которое Петр 1 назвал «второй Полтавой». Копия картины А.П.Боголюбова «Гангутский бой» украшает фойе 2-го этажа Центра Русской культуры (ЦРК).

В 30-е годы 18 века дом Розена был выкуплен Морским ведомством и в нём расположился, выражаясь современным языком, штаб Ревельской базы русского флота. Его стены видели победителей шведов: адмиралов Н.А.Сенявина и В.Я.Чичагова, победителей турок: адмиралов Г.А.Спиридова, Д.Н.Сенявина, Л.П.Гейдена, выдающихся мореплавателей Ф.Ф.Беллинсгаузена и Ф.П.Литке, основоположника маячного дела в России – Л.Спафарьева.
Копию картины А.П.Боголюбова «Морское сражение у Эзеля 1719 г», где запечетлена победа Ревельской эскадры под командованием Н.А.Сенявина над шведами у о.Эзель (Сааремаа), также можно увидеть на 2 этаже ЦРК.


Там же вас встретят бюсты легендарных русских флотоводцев: Федора Федоровича Ушакова, Павла Степановича Нахимова, Дмитрия Николаевича Сенявина, Михаила Петровича Лазарева – все они, кроме Ф.Ф.Ушакова, в разные годы служили в Ревеле. Точно известно, что Ф.Ф.Ушаков заходил в Ревель на фрегате «Проворный» в 1782 году. На 1 этаже ЦРК висит копия картины И.К.Айвазовского «Чесменское сражение». Сражение произошло у берегов Турции в Эгейском море, но самые известные его участники имеют непосредственное отношение к нашему городу. Командующий Средиземноморской эскадрой адмирал Г.А.Спиридов много лет служил в Ревеле, а начальник артиллерии эскадры И.А.Ганибал (сын арапа Петра Великого) – уроженец мызы Карьякюла под Ревелем – детские годы провел в доме коменданта на Вышгороде. Победу в Чесменском сражении обеспечил командующий авангардом Самюэль Грейг, шотландец, перешедший на русскую службу. Он никогда не жил в Ревеле, но судьба распорядилась так, что умер он во время русско-шведской войны на борту корабля «Ростислав» на Ревельском рейде, будучи командующим Балтийским флотом в чине полного адмирала. По указу Екатерины II его похоронили в Домском соборе на Вышгороде.

До революции зал Морского офицерского собрания (Раэкоя 14) украшала копия картины А.П.Боголюбова «Ревельский бой»,


на котором изображено сражение Ревельской эскадры под командованием адмирала В.Я.Чичагова со шведами 2 мая 1790 года, где русский флот вышел победителем, несмотря на двукратное превосходство шведского флота в линейных кораблях.

Наш город тесно связан с историей русских кругосветных путешествий. Пожалуй, все таллинцы знают, что руководитель первой русской кругосветной экспедиции адмирал И.Ф.Крузенштерн похоронен в Домском соборе на Вышгороде, но мало кому известно, что мечта о кругосветном путешествии зародилась у него во время службы на корабле «Мстислав» под командованием капитана-командора Г.И.Муловского, который готовился по приказу Екатерины II возглавить русскую кругосветную экспедицию ещё в 1787 году, но из-за начавшихся войн с Турцией и Швецией экспедиция в последний момент была отменена. В 1789 г. Г.И.Муловский погиб в сражении со шведами у о.Эланд, вместе со всеми погибшими в том сражении он был привезен в Ревель, отпет в церкви Симеона и Анны на улице Ахтри и похоронен на Морском кладбище ( к сожалению, его местоположение неизвестно).

Последним русским парусником, обошедшим вокруг света в 19 веке, стал фрегат «Аврора» под командованием И.Н.Изыльметьева. Преодолев за 66 дней Тихий океан (рекордный срок для того времени), «Аврора» пришла в Петропавловск-Камчатский, а следом за ней к Камчатке подошла англо-французская эскадра, намереваясь легко занять слабоукрепленный город (шла Крымская война). Но экипаж и пушки фрегата Авроры помогли отстоять самый восточный город России. Командир Авроры контр-адмирал И.Н.Изыльметьев последние годы жизни жил в Ревеле и похоронен на Александро-Невском кладбище. Недалеко от могилы Изыльметьева похоронен ещё один моряк – контр-адмирал К.И.Григорович. Его сыну, Ивану Константиновичу Григоровичу, выпускнику Домского рыцарского училища, суждено было стать последним морским министром императорской России. Благодаря его энергии и настойчивости в 1912 году Гос.Дума приняла большую программу восстановления военного флота. В ходе выполнения этой программы в Ревеле в том же году были заложены два завода для строительства надводных кораблей (Русско-Балтийский судоремонтный завод, завод Беккера) и завод для строительства подводных лодок (Нобеля и Лесснера). Он подготовил военно-морской флот России не только к 1-й Мировой войне, но и к Великой Отечественной, т.к. все линкоры, 40% крейсеров и треть эсминцев, с которыми СССР вступил в войну, были построены по программе Григоровича.

Ближайшим сподвижником И.К.Григоровича в деле подготовки к неизбежной 1-й Мировой войне был командующий Балтийским флотом Н.О.Эссен, хотя он родился и жил в Петербурге, но корни его рода – в Ревеле. Здесь он бывал много раз по долгу службы, и здесь он умер, простудившись в осеннем море на борту корабля (вспомним Грейга). 25 февраля 1918 года, ведомые легендарными ледоколами «Ермак», «Волынец» (Суур Тылль) и «Тармо», пробиваясь через 70 см льды, корабли Балтийского флота ушли из Ревеля. В условиях развала фронта, анархии и паники перед наступавшими немцами, начальник Береговой обороны Финского залива Б.Б.Жерве, по приказу командующего флотом А.М.Щастного, сумел организовать проводку всех кораблей и подводных лодок, кроме находящихся в ремонте, в Гельсингфорс и Кронштадт. Благодаря этим людям был сохранен Балтийский флот (в отличие от Черноморского), и большинство спасенных кораблей воевали в Великую отечественную войну. В последний раз Андреевский флаг был поднят в Купеческой гавани в феврале 1920 года на тральщике Китобой Сев.-Зап. Белой армии. Под Андреевским флагом он пришел в Копенгагенский порт, где стояла английская эскадра. Английский адмирал приказал командиру Китобоя лейтенанту О.О. Ферсману спустить флаг несуществующего государства. О.О.Ферсман заявил, что флаг спущен не будет, а при угрозе насильственного захвата тральщика, корабль будет взорван. Под Андреевским флагом Китобой пришел в Севастополь в последний день эвакуации белых из Крыма и в тот же день последним ушел в Бизерту, увозя беженцев. О.О.Ферсман помнил слова Н.О.Эссена: «Честь Андреевского флага стоит риска».

Любовь Дряничкина
Таллинн, сентябрь 2012

0 коммент.:

Отправить комментарий